Главная > Странно стучит сердце > Предупреждение заболеваний жкт

Предупреждение заболеваний жкт

Правильное рациональное вскармливание маленького ребенка грудным молоком со своевременным введением соков, витаминов, прикорма необходимы для будущего здоровья ребенка. Однако правильное питание является залогом здоровья детей и подростков школьного возраста. Особенно вредны для организма нарушения питания в периоде наиболее интенсивного роста ребенка, в частности в школьном возрасте. Организм школьника расходует много энергии. Она нужна ему для деятельности сердца, легких и других внутренних органов, для поддержания постоянной температуры тела. Учебные занятия, чтение, просмотр кинокартин, телевизионных передач также требуют определенного количества энергии. Особенно много ее расходуется при играх, занятии спортом, движении, различной трудовой деятельности. Основным источником энергии служит пища; она же является «строительным материалом» для роста и развития детского организма.

Какая же пища нужна школьнику? Это прежде всего те вещества, которые входят в состав органов и тканей организма, т. е. белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Особенно велика роль белка. При недостатке его в пище у ребенка появляется слабость, вялость, наблюдается падение веса, отставание в росте, снижается сопротивляемость к болезням, успеваемость и трудоспособность. От избытка белка в рационе нарушаются обменные процессы, снижается аппетит. Белки содержатся как в животных, так и в растительных продуктах. Белки, находящиеся в молоке, мясе, рыбе, яйцах, очень сходны по своему составу с белком органов и тканей человека и наиболее полезны для организма. Некоторые растительные продукты (гречневая крупа, рис, картофель, свежая капуста) также содержат белки, необходимые для роста организма. Белок, поступающий с пищей, недостаточно используется, если в ней много жира или мало углеводов. Советскими учеными установлено, что в суточном рационе учащихся должны быть определенные соотношения между белками, жирами и углеводами, а именно 1:1:4 или 5. Лучшей усвояемости белка и лучшему использованию его организмом способствуют овощи, поэтому мясные и рыбные блюда целесообразно давать с овощными гарнирами. Нужно с раннего возраста приучать детей к овощным блюдам.

Жиры также вводят в состав органов и тканей, покрывая внутренние органы, они сохраняют их от повреждения и охлаждения. Подкожная жировая прослойка снижает отдачу тепла организмом. Жиры являются источником энергии и обеспечивают нормальное состояние иммунитета. Однако пища ребенка не должна быть чрезмерно жирной, так как избыток жира ведет к нарушению обмена и ожирению, вызывает расстройства пищеварения, потерю аппетита — возникают воспаления желчного пузыря (холециститы). Лучше усваиваются жидкие жиры и жиры, плавящиеся при низкой температуре (сливочное масло, жир молока, яиц, сливок), они содержат также в своем составе витамины А и D. Очень полезны растительные жиры (подсолнечное, кукурузное, оливковое масло и др.), в состав которых входят ненасыщенные жирные кислоты, являющиеся веществами, биологически необходимыми для организма. Поэтому в рацион школьника надо включать 10—15 г растительных жиров в день. Углеводы — главный, источник энергии в организме. Они содержатся в растительных продуктах. К углеводам относится и клетчатка, из которой состоят оболочки клеток овощей и злаков. Клетчатка необходима для нормальной деятельности кишечника. Если в пище содержится большое количество углеводов, их избыток в организме переходит в жир. От избытка углеводов в организме задерживается вода. Такие дети быстро и много прибавляют в весе, однако вес их неустойчив, так как вода непрочно связана у них в тканях. Дети, получающие избыток углеводов, тяжело переносят заболевания.

Минеральные соли также необходимы растущему организму. Они содержатся в костях, зубах, частично входят в состав крови, мозга, мышц, часто находятся в виде растворенных солей в клетках и тканевых жидкостях тела. Соли кальция и фосфора являются главной составной частью костной и мышечной ткани. Основным источником их являются молоко и молочные продукты. Фосфор содержится также в яйцах, печени, мозгу, мясе, сыре. Не меньшее значение для организма имеет железо, оно содержится в печени, говядине, желтке, помидорах, моркови, яблоках, ягодах (землянике), зелени. Соли калия входят в состав картофеля, капусты, моркови, изюма, чернослива.

Некоторые минеральные вещества требуются организму в очень малых количествах (медь, йод, марганец, фтор, кобальт и др.), их называют микроэлементами, однако они играют важную роль в жизнедеятельности организма. Чтобы организм ребенка не испытывал недостатка в минеральных солях, в пищу его должны обязательно входить фрукты и овощи. Они же являются источником пищевых витаминов.

Для нормального роста и развития школьника и для профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта большое значение имеет режим питания, т. е. когда и в какой обстановке происходит прием пищи, как она распределяется в течение дня. Принимать пищу следует в строго определенное время, так как деятельность органов пищеварения у человека протекает ритмично. При соблюдении определенных часов кормления к этому времени у ребенка начинает выделяться желудочный сок, пища хорошо переваривается и усваивается. В промежутках между приемами пищи не следует ничего давать ребенку. «Перехватывание» на ходу булочек, кусков колбасы, котлет, сладостей резко снижает аппетит и выделение желудочного сока. Конфеты, ягоды, фрукты надо давать детям после завтрака, обеда, ужина. Аппетит снижается и от слишком однообразной пищи. Категорически запрещаются детям школьного возраста алкогольные напитки и крепкий натуральный кофе. Шоколад, какао также действует возбуждающе на нервную систему. Пища ребенка должна быть определенной температуры. Прием слишком горячей и холодной пищи при длительном употреблении раздражает слизистую желудка.

Наилучшая усвояемость пищи наблюдается при четырехкратном приеме ее. Все учащиеся независимо от времени начала занятий в школе должны вставать и завтракать в одно и то же время. Занимающиеся в первую смену второе питание (горячий или молочный завтрак) должны получать в школе во время большой перемены (11.30—12.00). Обедают они дома в 14.30—15.00 или при продленном дне — в школе. Для учеников вторым питанием будет обед — приблизительно в 13.00 перед уходом в школу. В 16.30 они получают полноценный полдник в школе. Ужинают все школьники за 1,5—2 часа до сна. Чтобы сон был спокойным и глубоким, на ужин необходимо давать легко и быстро переваривающиеся блюда (молочные, растительные). Перед едой детям полезны винегреты, салаты.

Как лучше распределить объем пищи в течение дня? Примерно 25% всей пищи по калорийности должно быть съедено за завтраком,35% — за обедом, 15% — в полдник, 25% — во время ужина.

Большое значение имеет обстановка, в которой ребенок ест. Стол должен быть хорошо сервирован, блюда красиво оформлены. Перед каждым приемом пищи дети непременно должны мыть руки, за столом сидеть ровно, не класть локти на стол, жевать с закрытым ртом. Необходимо научить школьника правильно пользоваться столовым прибором и салфеткой. Категорически запрещается читать книги и заниматься посторонними делами во время еды, так как при невнимании к еде вырабатывается мало желудочного сока, пища долго задерживается в желудке, подвергается брожению, что может привести к воспалительным заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Ребенок должен есть не торопясь, тщательно разжевывая пищу, однако затягивать время за столом также не следует: для завтрака и ужина школьникам достаточно 15—20 минут, для обеда —20— 25 минут, для полдника — 5—8 минут.

Особое внимание родителей должно быть обращено на горячие завтраки в школе. Учащиеся бывают заняты в школе 5—6 часов и более, тратят много энергии, которую можно восполнить только высококалорийным горячим завтраком, а не бутербродом или булочкой, съеденными всухомятку. Голодный ребенок менее внимателен, быстрее утомляется, восприятие учебного материала снижается. Кроме того, длительные перерывы в приеме пищи отрицательно сказываются на функциональном состоянии центральной нервной системы, нарушают работу желудка, печени, кишечника — начинает болеть и кружиться голова, появляется слабость, тошнота, боли в животе. Поэтому горячие завтраки в школе обязательны для всех учащихся. Рекомендуется их отпускать по абонементам. В организации школьных завтраков должны активно участвовать врач, весь педагогический коллектив и родители.

Правильный режим питания является составной частью общего распорядка для школьника, залогом его здоровья и профилактикой желудочно-кишечных заболеваний — гастритов, язвенной болезни, колитов, холециститохолангитов. Режим питания должен сочетаться с режимом занятий, труда и отдыха детей и подростков. Для ребят, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, в школе должны быть организованы горячее диетическое питание, при необходимости прием минеральной воды и лекарств, назначенных врачом. Этим детям рекомендуется отдыхать летом в местных пионерских лагерях санаторного типа.

Эта запись опубликована Суббота, Июль 4th, 2009 в 15:37 и находиться в категории Как вырастить здорового ребенка. Вы можите читать комментарии в RSS 2.0 потоке. Вы можите оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта.

Источник: http://zyandex.ru/?p=240


Версия для печати Обсуждение Предупреждение заболеваний жкт(39)
Эффективность: 494 / 97


Новые записи:

Имя:
Пароль:
Забыли пароль? Регистрация
Всего на сайте: